Моя семья является одной из тысяч вынужденно переселенческих семей. Семей, по известной причине изгнанных из исконных мест проживания отцов, дедов, предков. Причина же, как ни странно – совершенно безосновательная, лишенная всякой логики, не обладающая какой-либо правомерности.
Наверно, каждому из вас понятно, о чем идет речь. Да, конечно же, речь идет об агрессорской политики Армении, подвергшей несчастью нас. Страны, образованной на азербайджанских исторических территориях и постоянно живущей химерой создания какой-то мифической «Великой Армении» за счет присвоения остальных наших земель. Ну понятно, что все это – полный абсурд. Но факт остается фактом, что этот самый абсурд привел к многократным вооруженным противостояниям в течении длительного времени двух соседних народов, десяткам тысячам оборванных жизней, сломанным судьбам, одним словом, к горю и несчастью.
Вот мы. Жили свою спокойную, простую трудовую жизнь в Кельбаджаре, одном из самых прекрасных уголков нашей страны. Имели свой собственный дом, приусадебный участок, содержали домашний скот, птицы. В общем, обеспечивали свою нормальную жизнь. И что? В один проклятый день мы неожиданно оказались перед дилеммой – или должны были отречься от всего этого, или же распрощаться с жизнью. Конечно, избрать последнее – это слишком трудно, хотя после потери родной земли нам стало ясно, что вполне можно было предпочесть смерть переселенческой жизни. Переселенческая жизнь лично моей семьи, страдания, душевная, физическая боль, разочарование, к которым мы были обречены, создали это предпочтенье.
После того, как мы были изгнаны армянами со своего очага, моя семья временами побывала в нескольких районах республики. В 2007 году мы были вынуждены выйти из очередного места временного проживания в селе Гарачинар Геранбойского района, после чего приютились в поселке Газанбулаг в аварийном здании, где раньше находилась больница. Вот и прошло уже 7 лет нашего здешнего проживания, если, конечно, это можно назвать жизнью. Представьте себе, семья из четырех человек за все прошедшее время живет в одной 10-квадратметровой непригодной комнате. Страдаем от холода зимой и от жары летом. Состояние же дома пришло в полную негодность. Здесь водятся разновидные грызуны, пресмыкающиеся, насекомые. Несколько дней назад прямо на голову ребенку сверху упала белка, от чего он чуть не сошел с ума. Я не говорю еще о каких-то там санитарно-бытовых и других необходимых житейских условиях.
Нет, я не виню в нашем таком житье государственные органы. Справедливости ради надо сказать, что нам была предложена квартира в многоэтажке, построенной для вынужденных переселенцев. Но мы отказались от нее, ибо мы должны жить в таком месте, где могли бы вести приусадебное хозяйство. Без этого мы не можем жить, а это невозможно, когда ты живешь в общественном здании.
Зато во всем я обвиняю агрессорскую Армению, которая из-за своих абсурдных желаний лишила нас нормальной жизни, оккупировав наши исторические земли и изгнала нас – невинных людей из своих исконных мест, отобрала все имущество, разлучила всех нас с родными и близкими, обрекла сотни тысяч людей на жалкую беженскую жизнь.
Пусть будут навечно прокляты авторы этого фашистского плана и его исполнители в лице балаянов, капутикянов, кочарянов, саркисянов!
Хагани МИРЗОЕВ,
вынужденный переселенец из Кельбаджарского района